Дмитрий Садофеев: «Мы показали геральдику Востока»

В Государственном Эрмитаже продолжают открываться новые постоянные экспозиции. Благодаря тому, что часть экспонатов музея переехала в здание Главного штаба, в освободившихся пространствах появилась возможность размещать новые выставки. В феврале 2017 года в трех залах Зимнего дворца после длительного перерыва открыли обновленную постоянную экспозицию «Искусство исламского Ближнего Востока: Мамлюкский султанат». Одним из кураторов выставки стал младший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа Дмитрий Садофеев. За свою работу молодой историк, востоковед получил поощрительный грант Благотворительного фонда В. Потанина. 

Мамлюками на Востоке называли рабов султанов и эмиров, которые обучались военному делу и становились личной гвардией. В 1250 году мамлюки захватили власть в Египте, в результате чего образовалось государство Мамлюкский султанат, которое почти на протяжении трех столетий играло ведущую роль в политической, экономической и культурной жизни Ближнего Востока. Государство размещалось на территории Египта, Сирии, а также части аравийского полуострова со священными городами Меккой и Мединой. Выбившиеся из рабов в султаны люди старались окружать себя предметами роскоши. Именно в период расцвета Мамлюкского султаната строились многочисленные мечети, медресе и дворцы, создавались изысканные предметы утвари, на которых иногда указывалось имя заказчика и размещался его «герб». Среди материалов использовали бронзу (латунь) с инкрустацией золотом, серебром или медью, стекло с цветными эмалями, дерево с инкрустацией костью, позднее – луженую медь.

– На выставке представлено более 200 экспонатов, большинство из которых выставляется впервые, – рассказал Дмитрий Садофеев. – Среди них – всемирно известные, например, блюдо мастера Махмуда ал-Курди. Или уникальная стеклянная лампа, служившая украшением мечети, выполненная по заказу одного из султанов в конце XIV века. Эта лампа была разбита на более чем 350 фрагментов. Ее удалось собрать благодаря работе реставраторов Эрмитажа, которая длилась около двух лет: сейчас она находится в экспозиции во всем своем великолепии. Интересно, что в XIII-XIV веках в Сирии и Египте активно производили изделия из стекла и эмали, которые затем широко экспортировались. Например, последние археологические находки говорят о том, что сирийские предметы были обнаружены под Великим Новгородом. У нас есть мамлюкские изделия, найденные в могильниках на Северном Кавказе. Еще любопытно, что мамлюкское стекло очень повлияло на венецианскую продукцию, итальянцы многое заимствовали с Востока. В наших залах выставлена также керамика, которая зачастую кажется неказистой, пока не находишь на ней геральдические символы. Обычно, когда говорят о геральдике, вспоминают европейскую, про восточную же имеется мало сведений. Мы показали, что у султанов была своя достаточно развитая геральдическая система. К сожалению, она так и не пришла к той развитой системе кодификации и наследственности, как в Европе, и после Османского завоевания эта традиция закончилась.

Среди символов власти мамлюкских султанов можно встретить льва, орла, барса, лилии, полумесяц – их можно увидеть на монетах, оружии, бытовых предметах. Эмиры создавали своеобразные печати ведомств, в которых служили, например, сабля или меч означали оруженосца, чаша – виночерпия, пенал – секретаря, платок – хранителя дворцового гардероба. Все эти знаки внимательный посетитель может рассмотреть на экспозиции.

– Для меня самое ценное в этой работе была возможность соприкасаться с вещами и узнавать их историю, читать надписи, датировать, обобщать, делать группы, – говорит Дмитрий. – Открытий было достаточно много, например, найти имя какого-нибудь правителя – известного эмира той эпохи, прочесть полностью надпись. Я начал работать над экспозицией, как только пришел в Эрмитаж в 2010 году. Но более плотная работа пришлась на 2016 год, когда мы с научным сотрудником Отдела Востока Эрмитажа Анастасией Тепляковой стали кураторами. По итогам работы мы выступили с докладом на геральдическом семинаре в Эрмитаже, где Анастасия представила раннюю геральдику на примере нашей коллекции, а я – более позднюю, и показал, как она развивалась.

Интерес к истории и Востоку был у Дмитрия еще со школы: он учился в русско-турецком лицее, где с 8 класса изучал турецкий язык. Затем поступил на Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета и студентом начал ездить по археологическим экспедициям. Знание турецкого сейчас приходится как нельзя кстати, ведь новая часть экспозиции, над которой он работает, посвящена Османской Турции и должна открыться в 2018 году. В дальнейших планах – подготовить и открыть выставку по Ирану.