«Работа в Эрмитаже – это, прежде всего, ответственность»

В конце октября 2016 года старший научный сотрудник Эрмитажа Светлана Панкова – хранитель коллекции Сибири Отдела археологии, прошла обучение в Центре изучения текстиля (Textile Research Centre) в голландском городе Лейдене. Археолог по образованию, Светлана занимается изучением и хранением древних тканей, найденных археологами в курганах Сибири и в силу климата хорошо сохранившихся. В ее работу в частности входит определение тканей и текстильных изделий по способу производства, сравнительный анализ текстильных комплексов, публикация коллекций. Однако проблема российских исследователей заключается в том, что вузовские программы подготовки археологов и искусствоведов совсем не касаются исторического текстиля. Такие программы есть в некоторых европейских университетах, но, предназначенные для студентов, они рассчитаны на семестры, делая посещение занятий из-за рубежа практически невозможным. Получить систематизированное представление об историческом текстиле в краткие сроки можно лишь в нескольких мировых центрах на специализированных курсах, организуемых для искусствоведов, археологов, музейных хранителей, причем на такие курсы часто существует запись на годы вперед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Все специалисты по древним тканям в России – в основном, самоучки, – рассказывает Светлана. – Для меня поездка в Лейден была необходима, чтобы систематизировать те знания, которые у меня уже были из книг и опыта. В Эрмитаже, конечно, есть эксперт по тканям, есть реставраторы, к которым можно обратиться. Но, учитывая масштаб музея, ты не будешь каждый раз в своей ежедневной работе бегать и просить: пожалуйста, подскажите, что это за ткань. Хранитель должен хотя бы на начальном этапе уметь давать оценку экспонатам. Это нужно еще и для того, чтобы мы правильно ставили задачи перед теми же экспертами.

На курсах в голландском центре, который содержит большую коллекцию тканей, библиотеку и занимается активной выставочной и образовательной деятельностью, не просто читают лекции, но проводят много практических занятий. Студенты учатся определять природу волокон, характер переплетения и окраски ткани. Светлана уделяла особое внимание основным для нашего региона материалам – хлопку, шерсти, шелку и льну:

– Нас учили, как чувствовать ткань на запах и даже звук. Кроме того, каждому был предоставлен микроскоп, чтобы находить отличия на современном научном уровне. У нас была практика прядения различными способами, чтобы мы понимали, как создавалась нить. Потом были занятия по крашению – это небыстрый процесс, и его мало где можно увидеть. Мы сами делали красители, работали с протравами – это вещества, помогающие закрепить краску на ткани. После курсов у меня образовалась коллекция из более сотни образцов, включая волокна от разных видов животных и волокна, окрашенных с помощью разных краситей и протрав. Мы можем использовать их для своих экспертиз как сравнительный материал. Когда я вернулась, первым делом пошла в Отдел научно-технической экспертизы и показала свои приобретения – это теперь большое подспорье в работе.

Полученные знания Светлана использует в своей основной деятельности, связанной с изучением археологической коллекции Сибири. Второй проект – подготовка к текстильной выставке, приуроченной к конгрессу Международного Центра по изучению исторического текстиля (CIETA), которая должна открыться в Эрмитаже будущим летом. Конгресс проводится раз в два года в разных странах и в 2017 году пройдет в Санкт-Петербурге. На выставке собираются представить ткани и костюмы различных эпох из разных регионов, все самое интересное и неопубликованное, хранящееся в коллекциях Эрмитажа.

Светлана Панкова работает в главном музее страны с 1996 года, после того как окончила кафедру археологии истфака СПбГУ. Из них 17 лет – в отделе археологии Восточной Европы и Сибири. Сейчас ее мечта: создать в отделе каталог всех тканей и сделать единое хранилище текстиля. Ныне экспонаты хранятся по памятникам, то есть вместе с вещами, с которыми были найдены. И сделать для них современное и удобное хранение – далеко идущие планы.

– Мне очень нравятся древние экспонаты, они настолько красивые, интересные, загадочные, – говорит Светлана. – И то, что ты можешь разгадать их загадку хотя бы частично, ужасно захватывает. Меня привлекает в работе то, что всегда есть что-то новое, всегда открыта перспектива. Ты постоянно сталкиваешься с разными материалами и должен их осваивать. В этом плане огромная благодарность Фонду Потанина, который помогает нам на регулярной основе много лет. Это не первая моя поездка благодаря Фонду, в 2013 году я ездила на грант в Швейцарию в известный текстильный центр Abegg-Stiftung. Тогда я занималась шелковыми тканями из сибирских могильников, и оказалось, что у нас практически нет литературы на эту тему. В Центре я работала в библиотеке, отсканировала все необходимые книги и статьи, к тому же мне подарили несколько изданий, которыми могут пользоваться все коллеги. Полученные знания помогли также при подготовке публикаций об эрмитажных шелках. Конечно, организовать такие поездки без внешней поддержки было бы невозможно, у музея просто нет на это средств. Но учеба необходима, она дает бесценные знания, которые остаются на всю жизнь, и которые ты используешь в своей повседневной работе. Вообще для меня работа в Эрмитаже – это, прежде всего, ответственность. Ты не можешь здесь работать плохо, потому что Эрмитаж, как это ни пафосно звучит, представляет Россию. Ты обязан быть хорошим специалистом, профессионалом, и ради этого стремишься постоянно повышать квалификацию.