Музейный десант. Поездка в Германию (Берлин, Дрезден)-2015

Вернуться ко списку новостей

28/09 Второй день - Исторический музей, Музей вещей

2015-09-28 00:00:00

Утренние сборы в фойе гостиницы - и отправляемся на встречу с представителем фонда Роберта Боша господином Маркусом Луксом, где слушали рассказ о работе фонда. Интересно было узнать, что именно фонд Роберта Боша владеет фирмой Bosch, а не наоборот (таково было пожелание его основателя). Одна из главных задач, решаемых фондом - установления взаимопонимания с другими странами, поддержка программ, ориентированных на достижение этой цели. После каждый участник нашего "музейного десанта" кратко рассказал о себе и своем музее.

Также выступили Оксана Орачева, гендиректор Фонда Потанина, и господин Симон Хааг, глава департамента Института Гете

После началась собственно программа "музейного десанта".

 

Исторический музей

Сначала - экскурсия и обсуждение работы с аудиторией, а также концепции формирования экспозиции.

Классический музей, который изначально был расположен в восточной части Берлина, и был ориентирован на рассказ о достижениях социалистического государства. Потом, после воссоединения, его переориентировали на рассказ об немецкой истории. Одно из интересных решений, использованных в экспозиции - в каждом зале оставлен предмет из экспозиции предыдущей, окруженный набором слайдов, показывающих виды зала, каким он был. Это позволило полностью изменить предыдущую экспозицию, при этом сохранив возможность показать ее интересующимся.

Один из любопытных элементов экспозиции - вертикальные "линии времени", шкалы от где-то 900 г. до наших дней, показанные практически на каждом экспонате или поясняющем стенде. На них промаркирован период времени, о котором рассказывается в данном зале. Период может быть очень широким, или наоборот - узким, в зависимости от важности события, представленного в зале.
Одно из любопытных решений - компактные выдвижные полки, позволяющие более широко показать коллекции предметов данного периода (документы, плоские предметы и т.п.).

Представлены элементы интерактива в экспозиции - например, в зале колониальных завоеваний стоят мешочки с материалами, которые детям предлагается опознать на ощупь (переключение внимания и внесение игрового элемента в экспозицию).

Из любопытного, что рассказали уже на встрече после экскурсии. Аудиогиды составлены на 8 языках, включая русский. Каждая версия ориентирована на несколько возрастных групп - на взрослых, подростков, на семейные группы, когда взрослый, слушая аудиогид, получает возможность рассказать своему ребенку об экспозиции. На некоторых экспонатах есть специальные метки, показывающие, что про них есть рассказ именно на специализированных аудиогидах, например, детских.

Запомнилась фраза про работу с детьми (образовательные программы), и вовлечение их в музейную деятельность:
"Каждый ребенок прекрасно знает, как составлять коллекцию - его карманы всегда полны кучей предметов, и он легко ответит, зачем они ему. Осталось только научить его, как систематизировать эти знания."


Музей вещей

Музей - полная противоположность предыдущему. Коллекцию начали формировать на базе предметов, которые были спроектированы дизайнерской группой, из которой потом выросло объединение Баухауз.

Для представления коллекции используются простые шкафы, в которых расположены предметы. Шкафы нарочито похожи на складские или офисные.

Музей - скорее склад вещей, чем рассказ о каком-то временном периоде. Но склад, имеющий свою логику, правда, иногда не очень понятную.

Любопытен способ формирования экспозиции, точнее, каждого из шкафов, где она представлена: выбирается некий признак, и по нему проводится рубрикация, иногда не столь очевидная. Например, материал - пластик, дерево, алюминий и т.п. Или "Восточная Германия - Западная Германия".

Отдельно - шкафчик, показывающий примеры плохого вкуса, кич и т.п. Кстати, это один из первых экспонатов музея, достаточно старый - 19-го века.

Пополняется экспозиция в первую очередь за счет вещей, которые приносят посетители. Для людей, предоставивших вещь в коллекцию, предоставляется возможность взять ключ у смотрителя и достать свою вещь, чтобы показать друзьям. Но только свою.

Реклама музея - скорее "из уст в уста". Музей включен во многие неформальные путеводители по Берлину, подборки вроде "10 мест, которые обязательно надо посетить" и т.д.

Из прозвучавших фраз: "это место, где люди встречаются со своими воспоминаниями. Люди приходят, смотрят и говорят - О! У нас дома была такая же солонка / игрушка / пишущая машинка!" Происходит самоидентификация через вещи, которые знакомы.

Пока писал, вдруг осознал одну вещь. В музее я задал вопрос: "У вас очень большая коллекция самых разных вещей. Принципы ее формирования не очень очевидны. Вчера я сходил на берлинский блошиный рынок. Там тоже очень много разных любопытных вещей. Мне интересно бывать на блошиных рынках, там чувствуешь историю. Но у вас ведь концепция отличается от концепции "коллекции" блошиного рынка. В чем?" Они что-то ответили, но это меня не до конца убедило.

И сейчас понял отличие, которое объясняет разницу хотя бы для меня. На блошином рынке ты видишь кучу чужих вещей, из которых, если повезет, сможешь найти ту, которая станет твоей. А в этом музее посетители приносят собственные вещи, которые становятся частью коллекции, доступной для многих. И именно поэтому для них весь музей становится "своим", люди чувствуют свою вовлеченность. Поэтому и работает "народная молва", благодаря которой музей включен в TripAdvisor и другие путеводители.