Музейный десант. Поездка в Германию (Берлин, Дрезден)-2015

Вернуться ко списку новостей

29/09 Третий день - музейные организации, Технический музей, Музей еврейской истории

2015-09-29 00:00:00

Сначала - встреча с представителями немецких музейных объединений.

Краткое резюме:

Работают с музеями (6500), их персоналом, другими музейными организациями, посетителями музеев, частными коллекционерами, спонсорами, просто широкой аудиторией, а также на уровне правительственном и международном. На сентябрь 2015 г:
Индивидуальных членов: 2.084
Коллективное членство: 839
Членов-спонсоров: 10
В целом за последние 10 лет число членов поступательно растет.

Бюджет формируется из:
Членских взносов: 60%
Правительственных грантов: 30%
Кооперационных проектов, рекламы и т.д.: 10%

Цели и задачи организации:

Представление интересов музейного сообщества, распространение информации, кооперация, организация совместных проектов.

Одна из задач ассоциации - создание единых брендированных материалов по музеям, путеводителей и т.д. Это актуально для небольших музеев, которые сами по себе не имеют возможности квалифицированно делать подобные материалы для себя.

Разработка с музеями-участниками ассоциации специализированных тем, отвечающих запросам общества, например "Музеи и миграция", организация программ для детей с ограниченными возможностями, создание "музеев, ориентированных на посетителей" и т.д.

Один из инструментов - музейная карта, дающая свободный вход примерно в 800 музеев по стране.

Один из вопросов, который запомнился - одна из проблем, которую им приходится решать: члены ассоциации дают скидку на посещение музеев, в нее входящих. Встает вопрос - а кто должен компенсировать уменьшение прибыли музеев? Вопрос непростой. Что-то идет за счет меценатов/спонсоров, что-то за счет поддержки государства.

______________

Потом было немного свободного времени, во время которого организаторы предложили желающим сходить на выставку Ботичелли. Но, поскольку в принципе свободного времени во время поездки у нас было немного, то я решил, что надо все-таки познакомиться с городом, и просто пошел на прогулку. Шел по улице, заглядывал во дворы, глазел по сторонам. Может, я что-то потерял, не попав на выставку (однозначно, судя по рассказам коллег), но зато познакомился с городом, попутешествовав по нему самостоятельно. Для меня это тоже было важно - увидеть какие-то приметы города, интересные именно для меня. Например - чей-то портрет на здании, не нарисованный, а "вылупленный" из штукатурки; дворового дракончика рядом с метлой; скамейку на остановке, где раньше, наверное, работал "блошиный рынок", а теперь эта тема воплощена в мраморе и т.д. Получилось. :)


Технический музей

Помещение музея - старая железнодорожная станция, большие пространства для экспозиции. Два здания, разделенные ж/д путями. В планах музея объединить их галереей, которая позволит сделать единое экспозиционное пространство. Но вопрос небыстрый, решается постепенно.

Идея формирования экспозиции музея - не через историю механизмов как таковую, а через социальные аспекты техники.

Выставка, которую мы рассмотрели подробно - зал, посвященный истории коммуникации между людьми. Телефон, факсы, компьютерные сети, разные способы передачи информации, интернет, геопозиционирование и т.д. И опять-таки, в центре не предметы и технические устройства, а люди, ими пользующиеся, и уже потом средства коммуникации как способ объединить людей.

Один из стендов - самодельная "социальная сеть". Уже привычным стало, что такие сети возникают в интернете. В этом же музее такую сеть делают просто с помощью стикеров, которые можно клеить на доску, и таким образом обмениваться мнениями, отвечать на вопросы и пр. Т.е., в самом музее техники наглядно демонстрируется, что сама техника не так уж и обязательна.

GPS через показ кареты с голубями. Голубей использовали для создания оперативных карт - прикрепляли миниатюрные фотоаппараты и выпускали на позиции противника. В качестве GPS в данном случае выстпала сама биосистема ориентации у голубей.

Эксперимент про "5 рукопожатий" - музейщики провели с более чем сотней добровольцев. Сработало у пяти (может, потом еще бы кто-то нашелся, но в разумно обозримый период вот так).

Шифровальные машины, включая знаменитую немецкую "Энигму" - и тут же ее сильно упрощенный вариант из двух кругов с алфавитом, с помощью которых можно быстро закодировать свое собственное послание.

Зал транспорта - от деревянных вагонеток, которые можно толкать самому (думаю, дети там отрываются, а взрослым толкать вагонетки, идущие по рельсам из кривых древесных стволов трудновато :)), до ж/д вагонов, в т.ч. которыми отвозили евреев в концлагеря. Т.е., тоже в некоторых случаях социальный аспект оказывается отобразить важнее, чем достижения техники как таковые. Самолет, на котором Матиас Руст в 80-е годы приземлился на Красную площадь в Москве. Сколько генеральских голов тогда полетело!
В качестве арт-инсталляции в экспозиции представлено еще одно средство, облегчающее перемещение в пространстве - трость для ходьбы. У скольких старичков пришлось позаимствовать эти палочки для ходьбы? :)

Потом, буквально "галопом по Европам" в science-center "Spectrum", похожий идеологически на наш музей "Физическая кунсткамера" (демонстрация занимательных физических опытов), буквально оглядеться. Пришлось потом посетить его более внимательно в свободное время.

 

Музей еврейской истории

Первое, о чем пошел рассказ в музее - это о его архитектуре, которая задает настроение, восприятие экспозиции. Здание появилось на 3 года раньше, чем сама экспозиция, и какое-то время люди приходили просто смотреть архитектурные решения. Сложная форма здания, много пустого пространства, необычные помещения - все это задает особое восприятие пространства.

Основная идея, которую хотел передать архитектор Даниэль Либескинд - как живется людям в государстве, где они ощущают себя чужими? Ощущения передаются через скошенные стены, наклоненные полы (до 30 градусов, больше нельзя - не смогут передвигаться люди на колясках), на которых чувствуешь себя более чем неуютно. Отдельно снаружи находится арт-объект под названием "The Garden of Exile" - "Сад изгнания". Те же темы - наклоненные колонны, скошенное основание. Люди ощущают себя дезориентированными, перемещаясь по проходам между колоннами.

Все залы музея объединены, нет разделяющих границ, одна тема перетекает в другую. Объем экспозиции очень большой, за одну экскурсию ее нереально осмотреть. Поэтому экскурсии бывают, как правило, тематическими. Есть экспонаты, неожиданно перекликающиеся с моей физико-математической темой, например, стол менялы - фактически, первый вариант счетов, еще без проволочек, просто вырезанный на столешнице. Вместо костяшек использовались монетки или какие-то маленькие предметы.

Одна из фишек - экскурсоводы (фрилансеры) сами формируют концепцию экскурсии, потом защищают свою концепцию и водят экскурсии. Поэтому "концепций музея" столько, сколько экскурсоводов. После этого спросили - а кто в ответе за аудиогиды? Тексты готовят кураторы соответствующих разделов, потом их начитывают профессиональные актеры, т.е. там более централизованный подход.

Для меня неочевидной темой, про которую я услышал впервые, было открытие евреями из Германии во время Первой мировой войны традиций восточноевропейских евреев - из Польши, Чехии и т.д. Для них открытием было то, что в бедности и трудностях там сохранилась гораздо большая духовность.

Обратил внимание - в Германии вообще не обходят острые темы своей истории, говорят о них открыто и даже часто специально их акцентируя. Так и здесь, среди фото евреев - нобелевских лауреатов висит портрет Фрица Габера, который изобрел процесс получения азота из воздуха, чем решил проблему азотных удобрений и, как следствие - проблему выращивания продуктов питания в объемах, необходимых для все растущего населения планеты. В то же время - он "отец" химического оружия, лично контролировавший его применение (газ иприт) во время битвы при Ипре. Неоднозначная личность, но он присутствует в экспозиции - ведь это тоже история Германии, и темы включения еврейского населения в жизнь страны.

Забавное музейное решение по сувенирам, которые там продаются - картинки из торгового автомата, когда ты не знаешь, что именно тебе продадут, что-то вроде локальной лотереи. Тебе представлен только общий набор картинок, заряженных в аппарат. (Аналог "бобов с любым вкусом" из "Гарри Поттера" :))