Музейный десант. Поездка в Германию (Берлин, Дрезден)-2015

Вернуться ко списку новостей

30/09 Четвертый день - Национальный музей в Берлине, Музей древнего искусства, Гумбольдт-форум

2015-09-30 00:00:00

Коллекция Шарфа-Герштенберга, Национальный музей в Берлине.

Залы, посвященные авангарду и раннему сюрреализму.

Любопытный принцип появления коллекции - музей в момент начала деятельности имел не очень большое количество фондов, и для формирования экспозиции привлек коллекции частных коллекционеров. Заключили договор с обязательством, что в течение 10 лет коллекция не будет расформирована. По истечении этого срока владелец может забрать картины, или продать и т.п. Но это будет решаться уже после того, как договор закончится.

Запомнившаяся фраза: "Я считаю, что аудиогиды вредят. Люди все время слушают, слушают, и у них не остается времени на то, чтобы смотреть. Поэтому мы используем небольшие поясняющие тексты при входе в зал, чтобы задать контекст восприятия, и дальше уже нет никаких комментариев."

Экспозиции строятся по ассоциативному признаку. Картины могут перекликаться по теме, или по композиции, т.д. Например, один зал - про "пары", в широком смысле. Мужчина и женщина, два дерева, две рыбы и т.п.

Интересный рассказ о технической стороне дела - как вешаются картины, неочевидные вещи, которые надо учитывать, когда делаешь ремонт или готовишь помещение под экспозицию (осыпающаяся штукатурка, невозможность вбить крючки в стены, из-за чего приходится перестраивать концепцию экспозиции в целом, и пр.)

 

Музей древнего искусства

На вид - классический музей с классическим подходом и обыкновенными экспонатами - статуями, картинами, фрагментами зданий и т.д.

Рассказ пошел об образовательной программе.

Для начала - знакомство с группой (так же они знакомятся и с группами, приходящими на занятия). Забавный принцип экспресс-знакомства, ряд быстрых вопросов:

- Кто ведет блог?
- Кто в последний месяц ходил на выставку или концерт?
- кто читает не менее 2х новостных лент каждый день?
- кто каждый день сидит в фейсбуке или другой сети?
- кто за последний год прочитал более 1 книги?
и т.д.

Кто да, тот встает-садится. 5 мин - и можно составить очень неплохое представление о группе, о ее однородности, интересах театральные инсценировки на исторические темы, рисование, лепка и пр. (П аудитории стоят шкафы с реквизитом, используемым для этих целей.)

Работа со студентами - семинары и исследовательские проекты, в ряде случаев уже на имеющемся материале экспозиций. Пару лет назад дали анонс в интернете, откликнулось порядка 140 студентов. Их разбили на группы по темам, которые им интересны. Пригласили для работы с группами несколько художников, которые проводили мастер-классы.

Одна из тем - умение составлять экспозиции. Фотографировали затылки всех статуй, которые были в залах, потом надо было их систематизировать по какому-то принципу. (Обучение принципам музейного дела, классификации.)

Еще один способ работы с группой опробовали на нас (правда, пришлось стандартные для этого задания полчаса вместить в 5 минут, но результат интересный): раздали планшеты (картон А3), и за полчаса надо было создать план экспозиции 1-го этажа музея, расположив при этом на нем наиболее заинтересовавшие тебя предметы. Потом картинки сопоставляются и выделяются экспонаты и зоны, которые попали на планы нескольких людей. На этом материале можно осмыслить, что наиболее привлекает посетителей, как, возможно, следует реструктурировать экспозицию, чтобы такие экспонаты оказывались в центре. Либо наоборот - как интересные экспонаты, не обратившие на себя внимание, сделать более заметными.


Гумбольдт-форум

Только строят новое здание и формируют залы с экспозицией - саму экспозицию нам не показывали.

Длинный рассказ, но мне он был интересен в наименьшей степени, наверное. Интереснее было посмотреть ролик про музей - рассказ о других культурах, формирование экспозиции в разные годы. В частности, запомнился раздел про музыку - сотрудники музея ездили с фонографами и записывали музыкальную культуру других национальностей. Сейчас это чуть ли не единственное свидетельство об этих народах - многие из них были потом просто уничтожены как низшие расы.

Интересно было посмотреть макеты помещений музея - многие залы специально прорабатывались под экспонаты, которые будут там размещены, в т.ч. и крупные, вроде 30-метровой лодки, под доставку которой специально оставлены ниши, куда будет завозиться экспонат. Потом стены закроют и экспозиция обретет окончательный вид. Т.е. уже в момент проработки проекта здания все уже было определено - где что будет стоять, как выглядеть.

______________

 

Под конец дня, поскольку основная программа по Берлину закончилась, была еще одна встреча с Марен Цизе, с обсуждением того, что кому понравилось, кто что вынес из всех встреч и т.д. Построена она была тоже в виде создания собственной микро-соцсети прямо за столом: Марен вручила рядом сидящему клубок ниток, и после своего рассказа он должен был бросить его кому угодно, передавая очередь. К концу обсуждения весь стол в буквальном смысле был покрыт сеткой из ниток. :)