Музейный десант. Поездка в Германию (Берлин, Дрезден)-2015

Вернуться ко списку новостей

01/10 Пятый день - Центр науки Spectrum, переезд в Дрезден, Музей гигиены, Детский музей

2015-10-01 00:00:00

Сначала свободное время. Я пошел в Центр науки Spectrum, куда очень хотел попасть. Центр очень понравился, в первую очередь цельностью решения - дизайна помещений и самих экспонатов, понятными и симпатичными цветовыми схемами залов, а также полнотой представления многих разделов физики - например звук, магнетизм, электричество, спектроскопия, др. Каждый экспонат в уже традиционном виде имеет 3 секции описания: что это, что надо сделать, как это объясняется. Коротко, но достаточно внятно.

Немецкие дети на удивление адекватно все воспринимают - делают опыты, читают таблички и т.д. Это наша головная боль - что в музеях занимательной физики в России все чаще дети не столько думают и - упаси бог! - читают, что и как. Нет, надо сразу подбежать, подергать, потрясти в разные стороны. Если ничего заслуживающего внимания, по их мнению, при этом не произошло, значит фигня, надо бежать дальше - и опять дергать, трясти, тянуть. Примерно такой же подход видел в Америке, и он не сильно порадовал. Мы приближаемся к такому же, к сожалению.

_________

Потом - переезд в Дрезден, расселение на новом месте.

 

Первый музей в Дрездене для нас - Музей гигиены

Экспозиция не столько о гигиене (эта задача, которую ставили при создании музея, была решена уже давно), но о человеке в целом. Начинался музей как образовательный проект, для тех, кто недавно перебрался из деревни, с тем, чтобы ознакомить их с основами гигиены.

В годы нацизма музей использовался как центр пропаганды, где рассказывалось о том, как различать нации, что такое "чистокровные арийцы" и т.д. В последние годы экспозиция в очередной раз была переосмыслена и сильно расширена. Сейчас она скорее о человеке в целом, об органах чувств, о рождении и смерти и т.д.

Многое делается для людей с ограниченными возможностями - дорожки для инвалидов (что-то вроде рельсов, по которым удобно ехать на коляске), с отметками на них, по которым можно почувствовать, где остановиться - остановки как раз напротив поясняющих табличек со шрифтом Брайля около экспонатов.

Забавные маркеры навигации по коридорам - просто в виде разноцветных микроскопов, наклеенных на пол.

Интерактивная компонента активно используется в ряде экспонатов. Причем, что интересно - это интерактив, который делали уже лет 10 назад. Сейчас принимается решение о переработке экспозиции.

Любопытен подход к формированию экспозиции - Совет музея, как главный орган, принимающий решения.

(В самом музее смотрители почему-то фотографировать не разрешили - подход, не до конца понятный даже самим сотрудникам, но поэтому фотографий экспозиции нет.)


Детский музей

- обособленная часть музея гигиены. (Сходил туда отдельно в свое свободное время, но упомянуть о нем уместнее здесь.) Музей рассказывает о человеке и его органах восприятия - зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения, но на языке, понятном детям.

- Забавные инсталляции, огромные органы - ухо, нос, глаз и т.д. Оптические иллюзии, кривые зеркала, очки, перевертывающие лево-право и верх-низ;

- столбики с разными ароматами, которые надо распознавать;

- звуковые прожекторы с разными звуками - скрипящий снег, пение птиц, звук задницы и т.д. Огромная клавиатура, на которой мелодию можно извлекать прямо ногами, перепрыгивая с клавиши на клавишу;

- кабинки (ниши), куда дети могут залезть и послушать сказки, если устанут бродить по музею.

Интересно используется пространство в объектах, которые довольно большие. Внутри они сделаны пустыми и дети могут залезть внутрь и исследовать их - там открываются целые лабиринты, специально оборудованные, чтобы дети не бились головами.