Музейный десант. Поездка в Германию (Берлин, Дрезден)-2015

Вернуться ко списку новостей

02/10 Шестой день - Музей военной истории, Королевский дворец, Физико-математический исторический музей, Галерея старых мастеров

2015-10-02 00:00:00

Музей военной истории

Престроенное здание - проект Дэниэла Либескинда. В старинное здание Арсенала 19-го века встроена новая часть в виде осколка, врезавшегося в него. Сделанная из стекла, прозрачных металлических решеток, она смотрится очень футуристично и агрессивно. Как будто действительно снаряд осколком разбил здание на 2 части. Внедрение нового пространства позволило передать дух насильственного воздействия, агрессии, которая воспринимается достаточно напряженно (это и было задачей архитектора, которую он успешно решил), а также выстроить новые пространства, необходимые для ряда объектов (например, ракета фон Брауна, вертолет, который поместился только вертикально, бомбы, пронзающие здание с 3-го этажа по 1-й и т.д.).

Новая концепция музея представляет его не как музей немецкой армии и немецких побед, но музей истории насилия.

Поэтому чаще показаны не битвы и успехи немецких войск, но а рассказы о поражениях, о трудностях войны.

В одном из залов через всю стену идет символическое изображение дивизии (13 тыс.чел) в виде маленьких белых человечков, идущих строем через весь зал. Рядом пояснение - такое количество людей (и даже больше - порядка 16 тыс.) умирало в Первую мировую войну с германской стороны каждые 2 дня. Впечатляет.

Два симметричных экспоната - мостовая города Велюнь (Польша), который немцы первым разбомбили 1 сентября 1939 г. И такая же раздробленная мостовая Дрездена, который разбомбили в феврале 1945-го Великобритания и США. Иллюстрация того, что насилие возвращается как бумеранг.

Огромный фотоколлаж, показывающий раненных военных, с оторванными руками, лежащих на операционном столе или на местах сражений.
Стенды, посвященные ужасам войны - письма очевидцев, муляжи ранений, в т.ч. в голову (наиболее частые ранения от артиллерийских осколков), и пр. Поскольку это очень жесткий материал, он размещен в отдельном зале, у входа - предупреждение о его характере (не для слабонервных).

Экспозиции сделаны таким образом, что одни и те же объекты можно наблюдать с разных сторон. При этом изменяется восприятие. Инсталляция из бомб, летящих сверху: вид с 3го этажа - как их видит пилот, сбрасывающих их на город, 2й этаж - ак их видит стороний наблюдатель, 1й, прямо под бомбами - как их воспринимают люди, на которых эти бомбы летят. Там же, кусок стены выкрашен фотолюминесцентной краской и время от времени вспыхивает вспышка в случайные моменты. В итоге - на стене остаются тени от фигур, которые попали под вспышку. Напоминание о бомбежке Хиросимы и Нагасаки, где на стенах зданий отпечатывались тени от людей, погибших от взрыва.

Вмонтированные в отверстия пола знамена армий, которые потерпели поражение. Как сказала экскурсовод, это экспонат, который наиболее болезненный для военных. Когда экскурсии ведут для них - ни в коем случае нельзя вставать на эти стеклянные окошки, это воспринимается ими слишком тяжело.

Зал с чучелами животных, которые использовались для ведения боевых действий либо пострадали в их результате - боевой слон, собака с пакетом взрывчатки, лошадь в противогазе времен Первой мировой, трехногая овца, которой противопехотной миной оторвало одну ногу и т.д.

Стенды "Война и дети" - солдатики, военные машинки, сидения карусели, стилизованные под военную технику. Как детям игрушками затачивают мозги на убийство, на агрессию.

Все эти непростые решения направлены на то, чтобы вызывать дискуссию - нужна ли война, как люди к этому должны относиться. Причем, в рамках самой экспозиции нет ответов "да" или "нет" - только факты.

В штате музея довольно много военных. Сам музей - детище Бундестага, т.е. они готовы именно к такой подаче материала. Это удивительно и вызывает уважение.


Королевский дворец

Встреча в Королевском дворце с отделом маркетинга (в этом музейном комплексе единая дирекция на 11 музеев различной направленности) - рассказ про построение рекламной кампании по случаю 500-летия Сикстинской мадонны. Много разных решений, в целом ощущение - хорошая работа хорошего маркетингового отдела такого же, как в любой коммерческой фирме. И эксклюзив, которым располагал музей, привел к закономерному результату - успешной рекламной кампании с хорошим финансовым результатом.

Из обсуждения о расширении ядра аудитории.

Как решается вопрос о привлечении разных категорий публики?
- диверсификация выставочных экспозиций, ориентация их на различные аудитории - каждая категория посетителей может заинтересоваться своим разделом, который вполне достаточен для полной экскурсии
- образовательная работа, которая кроме основной своей задачи служит привлечению потока посетителей в музей
- временные экспозиции, привлекающие аудиторию.


Физико-математический исторический музей

Множество приборов с историей, исчисляемой столетиями. Очень красивые - бронза, дерево, часто серебро и золото.

Измерение расстояний, астрономические приборы, математические (умножение через раздвижные палочки, колеса Паскаля - прообраз арифмометра), хронометры, глобусы и карты - огромное количество различных механизмов.

Физические опыты (давление, статическое электричество, параболические зеркала, гигантские линзы и т.д.)

При этом концепция музея, как следует из рассказа экскурсовода, делает акцент именно на эстетическую красоту всех выставленных экспонатов. (Возможно, также, иногда на некую историческую аутентичность - так, выставлена обгоревшая шифровальная машина, пострадавшая во время пожара, или, например, бронзовое параболическое зеркало, которое позволяло получать температуру до полутора тысяч градусов и с его помощью плавили металлы. Через это оно и пострадало - расплав пролился на край зеркала, пришлось ставить бронзовую заплатку.) Но в целом, интерактивным подходом почти сознательно пренебрегают, хотя он тут прямо-таки напрашивается. Единственный интерактив, широко представленный в музее - компьютерные модели экспонатов (показываемые на сенсорных экранах), воспроизводящие работу стоящих на стендах устройств, с объяснением принципов их работы. (Например, показывается снаружи и изнутри работа счетной машинки Паскаля.) Но, скажем, воссоздания аналогичных механизмов, которые можно было бы покрутить своими руками, не делают, хотя технологически это было бы не очень трудно - и, кстати, очень интересно. Всегда здорово не просто смотреть на движущиеся картинки, но пощупать что-то самому. Поэтому некоторые устройства экскурсоводы объясняют буквально на картонных моделях, которые носят с собой.

 

Галерея старых мастеров

Сикстинская мадонна расположена в самом центре первого этажа (кто пришел только за этим, смотрите и идите дальше), другие работы расположены дальше и в более удаленных залах. Галерея очень небольшая, но практически каждая картина там - всемирно известный шедевр.