Детский Музей "Зеленка"

Детский Музей "Зеленка"

Проект-победитель 2016 года

Программа: Меняющийся музей в меняющемся мире 2016

Номинация: Музейный старт

Регион: Самарская область

Руководитель проекта: Михаил Савченко

Описание проекта

Музей Модерна располагается в одном из красивейших зданий Самары – особняке Курлиных, архитектором которого был А.У. Зеленко. Однако, А.У. Зеленко был не только талантливым архитектором, но и выдающимся педагогом. В начале 20 века он вместе с С.Т. Шацким организовал школу для детей из небогатых семей в одном из районов Москвы. Школа получила название «Сеттльмент», по примеру американских сеттльментов – поселений интеллигенции в бедных кварталах, созданных для проведения просветительской работы. Базой педагогической концепции А.У. Зеленко были популярные в то время представления о необходимости не только интеллектуального, но и эстетического и чувственного развития ребенка в духе свободы личности и самовыражения, а также близкая к социализму идея об обучении через совместный труд. Из-за конфликта с царскими властями школа просуществовала недолго, но базовые принципы, заложенные в «Сеттльмент», стали краеугольным камнем всех последующих педагогических разработок А.У. Зеленко.

После очередной поездки А.У. Зеленко в США в 1925 г. вышла книга «Детские музеи в Северной Америке» под авторством А.У. Зеленко, в которой он суммирует полученные в поездке знания о детских музеях и свои педагогические наработки. Результатом стал его авторский проект детского музея.

Целью проекта является создание детского музея, в основу концепции которого лягут идеи А.У. Зеленко о чувственном познании мира. Педагог предполагал, что музей будет включать в себя разные пространства («комнаты»), посредством которых ребенок сможет получать сведения об окружающем мире, задействуя все органы чувств. Основным результатом такого взаимодействия с музеем являются эмоции и ощущения, дающие пищу для безграничного детского воображения, которое в свою очередь должно принять вещественную форму в виде произведений искусства, созданных руками детей в стенах музея. Для этого А.У. Зеленко предполагал создать специальные мастерские, где юные посетители будут иметь возможность выразить свои творческие впечатления. Каждая «комната» в таком пространстве посвящена разным аспектам познания мира, которые могут заинтересовать ребенка: «Свет и тьма», «Удивительные открытия», «Запахи», «Звуки», «Красота». Все «комнаты» будут построены по принципу активной включенности ребенка в процесс взаимодействия с музейными экспонатами и пространством.

Одной из центральных тем станет понятие красоты и осознание красивого детьми, посещающими музей. Отдавая дань эстетическим воззрениям А.У. Зеленко и тематике основной экспозиции Музея Модерна, в поисках архитипичного примера красоты команда проекта обратится к природе – главному вдохновителю эпохи модерна. Отсюда и возникает название «Зеленая школа» - не только как игра слов Зеленый – Зеленко, а в первую очередь как отсылка к искусству и эстетике модерна.

Пространством, в котором разместится музей станет бывшее здание конюшни усадьбы Курлиных, которое также проектировал А.У. Зеленко. Пространство будет разделено на две зоны: экспозиция детского музея и зона для клубной работы (школа). Создание школы позволит реализовать задумку А.У. Зеленко о переводе впечатлений ребенка, полученных от музея, в форму реальных вещей – произведений искусства, созданных руками детей под руководством опытных детских педагогов.