Победитель: 2019
Лаборатория северного дизайна

Национальный музей Республики Карелия, объединяя усилия с Ассоциацией «ЭХО», изучают, описывают и создают содержательные рамки современного северного дизайна, который является одним из маркеров региональной идентичности и темой, к которой обращаются все большее количество дизайнеров, ремесленников, художников. В рамках проекта музей становится актуальной площадкой, где не только хранятся и демонстрируются образцы культурного наследия, но рождаются и демонстрируются инновации в сфере графического (полиграфический, web-дизайн), промышленного (предметный дизайн, мода), средового (дизайн общественных пространств, экспозиционный дизайн) и коммуникативного дизайна. Межрегиональные встречи, стратегические сессии, лаборатории разных направлений: создание дизайнерско-ремесленных линеек, разработка пеших маршрутов по Петрозаводску и выставок о дизайне, создание музейного магазина - будут способствовать привлечению в музейную деятельность представителей творческих индустрий. "Лаборатория северного дизайна" выстраивает планомерное взаимодействие с дизайнерами, художниками, искусствоведами, менеджерами в сфере культуры, сетью этнокультурных центров Карелии и является акселератором творческих индустрий в регионе. В реализацию проекта будут вовлечены как местные так и российские эксперты в сфере дизайна, музеологии и творческих индустрий. Проект представит новую концепцию северного дизайна, серию событий и выставок его образцов, музейный магазин с уникальными ремесленными, дизайнерскими продуктами, совместно разработанными сотрудниками музея и арт-сообществом, для жителей и гостей Карелии. Музейное, научное и арт-сообщество зададут направление для развития актуальных музейных услуг и творческих индустрий Карелии и Северо-Запада России.

Победитель: 2019
«Северо-Кавказский Центр поддержки музейных инициатив»

Созаваемый «Северо-Кавказский центр поддержки музейных инициатив» ставит перед собой цель по выработке методологии формирования устойчивых сетевых музейных проектов в поликонфессиональном и полиэтническом регионе, направленных на снижение конфликтогенных факторов, сплочение сообществ. Проект нацелен на работу со специалистами в музейной сфере и представителями СМИ, работающими с культурной проблематикой из разных субъектов Северного Кавказа.

Победитель: 2019
Увидеть невидимое!

По данным Всемирной организации здравоохранения, во всем мире насчитывается 246 миллионов с плохим зрением. С возрастом проблемы со зрением возникают практически у каждого человека. Поэтому требуются специальные условия, для знакомства слабовидящих посетителей с музейными коллекциями.В рамках проекта "Увидеть невидимое" будет проведено исследование восприятия музейных экспозиций слабовидящими посетителями. Для этого будут сформированы фокус-группы слабовидящих, которые имеют разные патологии по зрению. Исследование будет проводиться при участии специалистов-светотехников, музейных сотрудников, офтальмологов. На основе исследования будет разработано методическое пособие по адаптации музеев для слабовидящих посетителей (навигация, этикетаж, системы освещения, дополнительные средства, позволяющие слабовидящим людям более ясно увидеть музейные предметы), а на базе музея "Огни Москвы" создана экспериментальная лаборатория для музейных сотрудников, где можно будет продемонстрировать, каким образом можно менять свет для осмотра различных экспонатов слабовидящими посетителями. Полученным опытом сотрудники музея "Огни Москвы" поделятся с коллегами в рамках итоговой конференции.

Победитель: 2018
V Международный палеонтологический конгресс + стажировка в геопарках "Высокий Прованс" и "Люберон"

Опыт Пермского краеведческого музея по интерпретации геологического наследия пермского периода представлен на V Международном палеонтологическом конгрессе (Париж, 9-13 июля 2018). Стажировка в геопарках ЮНЕСКО «Высокий Прованс» и «Люберон» приоткрыла опыт коллег по работе с геологическим наследием in situ

Победитель: 2018
Агентство музейного развития "Лоция"

Агентство музейного развития "Лоция" (АМР) создано на базе Тотемского музейного объединения. Работа Агентства будет организована в трех магистральных направлениях, таких как: 1. Межрегиональный образовательный центр, направленный на повышение профессиональных компетенций сотрудников музеев из малых населенных пунктов России численностью до 50 000 человек. Его основная задача - организация и проведение обучающих мероприятий по актуальным для музейщикам темам: научно-фондовая работа, научные исследования в области краеведения, современные тренды в музейной педагогике, новейшие течения в экспозиционной и проектной деятельности, маркетинг и PR, специфика музейного законодательства. Среди мероприятий запланированы ежегодные Школы музейного развития "За границами столиц" и научно-практические конференций "Русский Север", а также 3-4-дневные семинары и практикумы, вебинары (не менее 4 ежегодно). 2. Центр развития общественных инициатив и проектной деятельности в социокультурной сфере применительно к территории реализации (Тотемский район Вологодской области). Активно работая с инициативами городских сообществ, команда «Лоции» имеет большой опыт реализации проектов, в т.ч. молодежного творческого пространства "АнтреСОЛЬ", городского пространства "Культурный квартал" в партнерстве Фондом развития общественных инициатив "Соль Земли", Молодежным парламентом Тотемского района, издательских и социально направленных проектов в партнерстве с Тотемским отделением Всероссийского общества инвалидов, Тотемским районным советом ветераном, Тотемским Центром дополнительного образования, Тотемской «Петровской детской художественной школой», Тотемским народным театром, Администрацией Тотемского района и пр. В рамках данного проекта планируется усиление работы по развитию гражданского общества, продуцированию новых социокультурных проектных инициатив в Тотемском районе через разные форматы. Данное направление работы наиболее актуально для местного сообщества. 3. Центр позиционирования территории - для местных жителей, туристов и экспертов. Центр будет разрабатывать стратегию позиционирования Тотемского района на основе исторического наследия и существующих музейных практик. В данное направление войдут: создание рабочей группы по позиционированию территории, семинары с привлечением экспертов по продвижению территорий, знакомство с позитивным опытом брендинга (включающее выезды), общественные обсуждения с участием тотьмичей. Итогом должно стать принятие единой имиджевой стратегии Тотемского района.