Путешествие за золотом греков

Проблема многих отечественных историков, искусствоведов, лекторов часто заключается в том, что они ни разу не видели «вживую» некоторые произведения искусства, необычайно важные для их исследований. Искусствовед, лаборант Отдела античного мира Государственного Эрмитажа Яна Радолицкая несколько лет читает лекции по античному ювелирному искусству и занимается научными исследованиями, связанными с греческим искусством V-IV веков до н. э., в частности – золотыми украшениями. Но вот на земле древней Эллады, где сосредоточены богатейшие собрания древнегреческих подлинников, ей бывать не доводилось. В конце октября 2016 года на трэвел-грант Благотворительного фонда В. Потанина Яна провела 12 дней в Греции, во время которых побывала в крупнейших музеях и археологических центрах Афин, окрестностей и других мест и познакомилась с уникальными античными памятниками. Из поездки Яна привезла путеводители по многочисленным музеям, каталоги коллекций и более 5000 фотографий.

– Античное золото сегодня рассеяно между различными музеями мира, но собрания по своему составу и качеству неоднородны, – рассказывает Яна. – Одна из самых богатых коллекций греко-римского золота, состоящая их находок, сделанных в курганах Северного Причерноморья, хранится в Государственном Эрмитаже. Другие  крупнейшие коллекции представлены в  Метрополитен музее в Нью-Йорке и Британском музее в Лондоне. У этих двух музеев есть прекрасные сайты, на которых выложены фотоизображения высокого качества большинства экспонатов, что дает возможность изучать эти вещи, не выходя из кабинета. Но, к сожалению, их коллекции содержат большое количество покупных изделий, то есть вещей, о которых неизвестно, где именно они были найдены, что затрудняет их исследование: они вырваны из археологического контекста, позволяющего по сопутствующему материалу уточнить датировку, локализовать место производства и обозначить территории хождения данного типа украшений. Иная  ситуация складывается с музеями Греции, хранящими золотые находки из археологических комплексов, но, к сожалению, плохо опубликованных, так что сегодня нам доступны изображения лишь небольшого процента этих коллекций. Увидеть сами коллекции, сфотографировать вещи на экспозиции, приобрести публикации последних лет, которые еще не успели поступить в эрмитажные библиотеки – вот о чем я мечтала.  Увиденное превзошло все ожидания – греческие собрания древнего золота великолепны! Любопытно, что даже те коллекции, о которых я имела, как мне казалось, хорошее представление, преподнесли сюрпризы. Оказалось, что я и не представляла себе масштаб и богатство некоторых кладов, например, микенского золота. И даже хрестоматийные вещи, которые мы хорошо знаем по публикациям, вживую выглядят совсем иначе.

Эрмитажная коллекция античных золотых украшений ценна тем, что почти все изделия происходят непосредственно из погребений скифской и боспорской знати, обнаруженных основном в Крыму и на Таманьском полуострове. Яна в своих научных исследованиях стремится выяснить, где и как производились эти украшения, поскольку греческие северопричерноморские колонии, находящиеся на самом краю античной Ойкумены, вели активную торговлю с остальным греческим миром, здесь много вещей привозных, но в то же время работали и свои мастера-ювелиры. Многие из них изготавливали вещи по матрицам греческих скульпторов.

– Есть основания предполагать, что  в ряде золотых украшений – по их стилистике, пластическим особенностям, иконографии, можно видеть влияние мастеров аттической школы, – делится своей научной гипотезой Яна. – Вообще, тема места производства тех или иных греческих ювелирных изделий одна из наболевших, и среди исследователей нет единого мнения по ряду памятников. Относительно некоторых экспонатов эрмитажной коллекции можно предположить, что они были  изготовлены руками афинских мастеров, что в принципе неудивительно: греки, живущие в городах Северного Причерноморья, в определенные исторические периоды вели активную торговлю с Афинами, и появление на берегах Понта столичных изделий вполне вероятно. Но для таких выводов нужны определенные исследования: иконографические, стилистические, типологические, технологические и т. п. Поскольку  многие золотые изделия выполнены по матрицам, изготовленным скульпторами, изучение оригиналов греческой скульптуры может позволить установить или, наоборот, опровергнуть связь этих изделий с той или иной скульптурной школой. Поэтому еще одна задача поездки заключалась в том, чтобы увидеть подлинную аттическую скульптуру. О каких-либо выводах говорить пока рано, но общее впечатление ошеломляющее, увиденное не поддается вербальному описанию, настолько это скульптура совершенна. Стыдно признаться, но я все время боролась с искушением потрогать экспонаты, ведь скульптура объемна и тактильные ощущения очень важны для ее понимания.

Когда все материалы будут разобраны и осмыслены, Яна надеется найти подсказки по изучаемой теме. Поездка была важна и для популяризаторской работы: некоторое время назад Яна подготовила цикл лекций по греческому золоту, он был неоднократно прочитан в лектории Эрмитажа. Теперь эти лекции будут переработаны с учетом новых знаний. В планах также – сделать новые лекционные циклы, один из которых посвятить археологическим открытиям, связанным с греческими кладами, другой – афинскому Акрополю, по которому удалось привезти большой материал.

Интересно, что к своей искусствоведческой работе Яна шла не прямым путем. Экономист по первому образованию, она несколько лет работала в банке, чувствуя себя винтиком в большом бездушном механизме. Тяга к искусству привела ее на двухгодичные курсы при Эрмитаже. Почувствовав отклик внутри, Яна приняла решение уйти из банка и посвятить себя любимому делу. Она поступила на исторический факультет СПбГУ и защитилась на кафедре искусствоведения. Уже на втором курсе, а это был 2002 год, ее взяли на работу в Эрмитаж в Отдел античного мира. И если в банке она смотрела на часы и ждала, когда же закончится день, то здесь не замечает, как бежит время.

Поездка не только расширила представления искусствоведа о древних памятниках, но и помогла почувствовать, как и из чего складывалась греческая культура.

– Греция одновременно сурова и прекрасна. Там удивительно сочетаются живописные горы и редкие долины, скалистые берега и изрезанные бухты, чарующие склоны, покрытые виноградниками и оливковыми рощами и склоны негостеприимные, иссушенные, покрытые лишь колючками. Само место многое объяснило, стали понятнее некоторые особенности менталитета и образа жизни греков, людей, которые создали культуру, закрепившуюся в сознании потомков, как феномен «греческого чуда». Такие поездки настолько важны, что просто слово «спасибо» – это лишь формальность. На протяжении всей поездки меня не покидала мысль о сотрудниках нашего музея, живущих в те времена, когда выезд за границу был почти невозможен: за всю свою жизнь, посвященную изучению античного искусства, многим из них так и не довелось побывать на этой земле. Теперь я понимаю, насколько важно, рассказывая об этом искусстве, видеть его перед собой, пройтись по местам, где оно зарождалось.