Выставка «Россия!» в Музее Соломона P. Гугенхайма

16 сентября 2005 года при поддержке Благотворительного фонда В.Потанина в Музее Соломона Р. Гуггенхайма в Нью-Йорке открылась выставка «Россия!», ставшая наиболее представительной выставкой русского искусства за всю историю Соединенных Штатов. На выставке демонстрировались более 275 великих произведений из собраний Государственного Эрмитажа, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль», созданных русскими и зарубежными художниками с XIII века до наших дней. Руководитель Федерального агентства культуры и кинематографии Михаил Швыдкой так охарактеризовал это мероприятие: «Выставка «Россия!» преследует амбициозную цель раскрыть уникальную творческую составляющую и мировоззрение русского народа через шедевры русской культуры, создававшиеся на протяжении 800 лет и через коллекции, которым более 200 лет. Экспозиция рисует впечатляющий портрет русской нации через сопоставление исторических трудностей и побед».

Как вспоминает Томас Кренц, директор фонда Соломона Гуггенхайма, идея выставки зародилась во время его беседы с Михаилом Швыдким, когда было отмечено, что русское искусство, начиная с XVIII века и далее, практически неизвестно за пределами своей страны. Поэтому тематическая экспозиция была разделена на шесть ключевых периодов в истории искусства России:

  • Русская иконопись XIII – XVI веков
  • XVIII век, или эпоха Петра I и Екатерины
  • «Золотой век», или передвижники XIX столетия
  • Авангард начала XX века
  • Искусство социалистического реализма конца 30-60х годов
  • Современное искусство

Большинство представленных на выставке работ никогда ранее не покидало пределов России или крайне редко вывозилось за рубеж. Среди работ были представлены такие произведения искусства, как иконы XV века известного мастера Андрея Рублева и продолжателя традиций иконописи Рублева в XVI веке Дионисия; «Девятый вал» кисти художника-мариниста Ивана Айвазовского; картина «Бурлаки на Волге» Ильи Репина; и знаменитый «Черный квадрат» Казимира Малевича.

Особый интерес у посетителей вызвал раздел выставки, посвященный социалистическому реализму, пришедшему на смену авангарду и являвшемуся единственным официально разрешенным направлением в искусстве с 1932 года. Работы Александра Дейнеки «Оборона Петрограда», «Оборона Севастополя», Юрия Пименова «Новая Москва», Василия Ефанова «Незабываемая встреча»,  Александра Локтионова «Письмо с фронта» были представлены в категории соцреализма.

Тема современного искусства, которое можно охарактеризовать многообразием стилей и подходов, была представлена работами последних трех десятилетий. Некоторые сюжеты как, например, «Паспорт» Оскара Рабина, отображают глубокие социальные проблемы советской реальности. Инсталляцию Ильи Кабакова «Человек, который улетел в космос» назвали прекрасным примером концептуального искусства, наполненным глубоким социальным содержанием.